Методическая копилка



Памятка
по звуковой культуре речи воспитателям старшей общеразвивающей группы.

Особенности произношения детей старшей группы (5-6 лет): речь дошкольников продолжает совершенствоваться, в том числе её звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развивается фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов, в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Примерная структура НОД или как часть НОД по звуковой культуре речи ОО «Коммуникация»:

  1. Артикуляционная моторика. Для свистящих (С, З, Ц): «Улыбочка», «Заборчик», «Лопаточка», «Желобок»; для шипящих (Ш, Ж, Ч, Щ): «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок»; для дрожащих соноров (Р, Рь): «Болтушка», «Маляр», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик», «Гармошка», «Автомат»; для сонора Л: «Улыбочка», «Лопаточка», «Накажем непослушный язык».

  1. Развитие речевого дыхания. «Пушинка», «Свечка», «Пёрышко», «Конфетти», «Веточка», «Пар», «Занавески», «Кораблики».

  1. Закрепление правильного, отчётливого произнесения звуков. Свистящие – губы в улыбке, зубы «заборчиком», язык за нижними зубами, кончик языка упирается в нижние резцы. Шипящие – губы «трубочкой», при Ш, Ж - язык «Чашечкой». Сонорные – губы разомкнуты, при Р кончик языка поднимается к основанию верхних резцов, при Л кончик языка поднят и прижат к основанию верхних резцов.
  «Запомни, повтори» - слоговые ряды, слова, чистоговорки. Например, на звук С:
                                           са-со-су-сы – 4 раза меняется порядок слогов;
                                           весна-лиса-оса-коса – 4раза меняется порядок слов;
                                           са-са-са – в лесу бегает лиса
                                           со-со-со – у Вовы колесо
                                          су-су-су – было холодно в лесу и т.п.
«Что изменилось?», «Отгадай картинку», «Что прибавилось?», «Что с чем поменяли местами?» - работа по картинкам; «Составление предложений по опорным картинкам: собака, сосна, под, спать».

  1. Формирование умения различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: С-З, С-Ц, Ш-Ж, Ч-Ц, С-Ш, Ж-З, Л-Р.
«Запомни – повтори»: Попеременное произнесение звуков (С-З, С-Ц, Ш-Ж,…..); Сопоставление звуков в слогах, в словах, в предложениях, в текстах. Например, са-за-са-за – 4раза меняется порядок слогов или сна-сна-зна – 4 раза меняется порядок слогов; «Наоборот» или «Скажи со звуком З вместо С» - например, са-са-са – за-за-за – на все гласные звуки»; «В слове слог договори и слово снова повтори», например: бу(сы), ча(сы), гро(зы), та(зы), ко(зы), бере(зы),….   ; «3ий лишний» (сом-зонт-сук; зубы-сода-зал); «Что изменилось» - работа по картинкам; «Измени слово» (Р-Л): бар-бал, сварка-свалка, булки-бурки, мир-мил, корка-колко,… . «Доскажи словечко», «Составление предложений по картинкам», «Ответы на вопросы по тексту», «Составление сюжетного рассказа по предметным картинкам», «Пересказ текста», «Заучивание скороговорок, потешек, стихотворений».

  1. Развитие фонематического слуха. Формирование умения определять место звука в слове (начало, середина, конец).
«Поймай звук», «Припоминание картинок на определённые звуки», «Отгадывание звука…. после проговаривания слов», «Отбор картинок на определённый звук», «Подбор слов на звук к сюжетной картинке», «Живые звуки», «Закончи слово звуком», «На Т-хлопок, на К-выталкивающее движение», «Звуковой анализ слогов, слов, составление схем слогов, односложных слов (мак, кот, пух, дым,…)», «Прошагаем слова».  

  1. Отработка интонационной выразительности речи.
«Колыбельная» (а-а-а-а) – со всеми гласными; «Скажи с ударением» (на слоговых рядах с ударением на 1 (2,3) слоге (ма-ма-ма, ма-ма-ма, ма-ма-ма); «Слышишь? Да, слышу.» ( Ма-мо-мы? Ма-мо-мы. Ма-мо-мы? Ма-мо-мы. Ма-мо-мы? Ма-мо-мы.). Затем переходим на потешки, стихотворения, рассказы.


Составила: учитель-логопед Мартынова О.Л.
Памятка
по звуковой культуре речи воспитателям подготовительной к школе общеразвивающей группы.

Особенности произношения детей подготовительной к школе группы (6-7 лет): У дошкольников продолжает развиваться речь: её звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.  В результате правильно организованной образовательной работы у дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи. 

Примерная структура НОД или как часть НОД по звуковой культуре речи ОО «Коммуникация»:

1.Артикуляционная моторика. Для свистящих (С, З, Ц): «Улыбочка», «Заборчик», «Лопаточка», «Желобок»; для шипящих (Ш, Ж, Ч, Щ): «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок»; для дрожащих соноров (Р, Рь): «Болтушка», «Маляр», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик», «Гармошка», «Автомат»; для сонора Л: «Улыбочка», «Лопаточка», «Накажем непослушный язык».

2.Развитие речевого дыхания. «Весёлый клубок», «Задуй свечку», «Осенние листочки», «Дует в поле ветерок», «Подуй», «Пароход», «Погреем ручки», «Сдуй снежинку с рукавички», «Вот плывёт кораблик мой».
3.Совершенствование умения различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отработка дикции: развитие умения внятно и отчётливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями. Свистящие – губы в улыбке, зубы «заборчиком», язык за нижними зубами, кончик языка упирается в нижние резцы. Шипящие – губы «трубочкой», при Ш, Ж - язык «Чашечкой». Сонорные – губы разомкнуты, при Р кончик языка поднимается к основанию верхних резцов, при Л кончик языка поднят и прижат к основанию верхних резцов.
«Запомни, повтори» - слоговые ряды, слова, чистоговорки. Например, на звук С:
са-со-су-сы – 4 раза меняется порядок слогов;
весна-лиса-оса-коса – 4раза меняется порядок слов;
са-са-са – в лесу бегает лиса
со-со-со – у Вовы колесо
су-су-су – было холодно в лесу и т.п.
«Что изменилось?», «Отгадай картинку», «Что прибавилось?», «Что с чем поменяли местами?» - работа по картинкам; «Составление предложений по опорным картинкам: собака, сосна, под, спать».

4.Совершенствование фонематического слуха: называние слов с определённым звуком, нахождение слов с этим звуком в предложении, определение места звука в слове.
«Назвать слова с мягким согласным звуком и сказать, что это за звук», «Придумать как можно больше слов на определённый звук», «Перечислите мебель, название которой начинается со звука…Т…; транспорт, посуду, числа, обувь; усатое насекомое», «Ответь на вопросы. Каждый правильный ответ должен начинаться на определённый звук», «Отгадай загадку. О чём были загадки? В каких словах звук… слышится в начале, в конце, в середине?», «Измени слово так, чтобы в нём появился звук… Ш… (солнце-солнышко, рубаха-рубашка, гармонь-гармошка)», «Определи, какой звук нужно зачеркнуть, чтобы получилось другое слово (шутка-утка, башня-баня)», «Разгадай ребусы («прочитай» каждое слово сначала, а потом в указанном цифрами порядке:  камыш-мышка, шпала-лапша)», «Определи, какие слова спрятались внутри слов», «Шмель» (Если в названии цветка услышишь звуки…, то приседай на корточки. Если в слове не окажется таких звуков – продолжайте полёт», «Вставьте в слово звук ….Р…. (кот-крот, кошка-крошка.ю бак-брак, тон-трон), звук Л (газ-глаз, бок-блок, сон-слон)», «Подбери слова к схемам», «Придумай к схемам слова, включающие звуки…», «Я говорю слова, а вы повторяйте их за мной и называйте звук, который изменил слово» (мишка-мышка-Машка; пушка-душка-Дашка), «Назовите гласные звуки в словах» (каша, афиша, калоши, малыш), «Рассели звуки по домикам» (начало, середина, конец), «Светофор» (дети поднимают синий светофор, если услышат твёрдый звук, и зелёный, если услышат мягкий звук), «Исправь ошибку» (Нашла я в сливе… кофточку, надела Феня…косточку).

5.Отработка интонационной выразительности речи.
«Колыбельная» (а-а-а-а) – со всеми гласными; «Скажи с ударением» (на слоговых рядах с ударением на 1 (2,3) слоге (ма-ма-ма, ма-ма-ма, ма-ма-ма); «Слышишь? Да, слышу.» ( Ма-мо-мы? Ма-мо-мы. Ма-мо-мы? Ма-мо-мы. Ма-мо-мы? Ма-мо-мы.). «Мимозы» - один сообщает, другой переспрашивает и подвергает сомнению каждое слово (Мимозы Мила маме купила.).  Затем переходим на стихотворения, рассказы, скороговорки.

Составила: учитель-логопед Мартынова О.Л.

Комментариев нет:

Отправить комментарий