Памятка
по звуковой культуре
речи воспитателям старшей общеразвивающей группы.
Особенности
произношения детей старшей группы (5-6 лет): речь дошкольников продолжает совершенствоваться, в том числе её
звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и
сонорные звуки. Развивается фонематический слух, интонационная выразительность
речи при чтении стихов, в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.
Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все
части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика:
активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут
пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и
детали.
Примерная структура НОД или как часть НОД по звуковой
культуре речи ОО «Коммуникация»:
- Артикуляционная моторика. Для свистящих (С, З, Ц): «Улыбочка», «Заборчик», «Лопаточка», «Желобок»; для шипящих (Ш, Ж, Ч, Щ): «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок»; для дрожащих соноров (Р, Рь): «Болтушка», «Маляр», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик», «Гармошка», «Автомат»; для сонора Л: «Улыбочка», «Лопаточка», «Накажем непослушный язык».
- Развитие речевого дыхания. «Пушинка», «Свечка», «Пёрышко», «Конфетти», «Веточка», «Пар», «Занавески», «Кораблики».
- Закрепление правильного, отчётливого произнесения звуков. Свистящие – губы в улыбке, зубы «заборчиком», язык за нижними зубами, кончик языка упирается в нижние резцы. Шипящие – губы «трубочкой», при Ш, Ж - язык «Чашечкой». Сонорные – губы разомкнуты, при Р кончик языка поднимается к основанию верхних резцов, при Л кончик языка поднят и прижат к основанию верхних резцов.
«Запомни, повтори» - слоговые ряды, слова,
чистоговорки. Например, на звук С:
са-со-су-сы
– 4 раза меняется порядок слогов;
весна-лиса-оса-коса – 4раза меняется порядок слов;
са-са-са – в лесу бегает лиса
со-со-со – у Вовы колесо
су-су-су – было холодно в лесу и т.п.
«Что изменилось?», «Отгадай картинку», «Что
прибавилось?», «Что с чем поменяли местами?» - работа по картинкам;
«Составление предложений по опорным картинкам: собака, сосна, под, спать».
- Формирование умения различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: С-З, С-Ц, Ш-Ж, Ч-Ц, С-Ш, Ж-З, Л-Р.
«Запомни – повтори»: Попеременное произнесение звуков
(С-З, С-Ц, Ш-Ж,…..); Сопоставление звуков в слогах, в словах, в предложениях, в
текстах. Например, са-за-са-за – 4раза меняется порядок слогов или сна-сна-зна
– 4 раза меняется порядок слогов; «Наоборот» или «Скажи со звуком З вместо С» -
например, са-са-са – за-за-за – на все гласные звуки»; «В слове слог договори и
слово снова повтори», например: бу(сы), ча(сы), гро(зы), та(зы), ко(зы),
бере(зы),…. ; «3ий лишний»
(сом-зонт-сук; зубы-сода-зал); «Что изменилось» - работа по картинкам; «Измени
слово» (Р-Л): бар-бал, сварка-свалка, булки-бурки, мир-мил, корка-колко,… .
«Доскажи словечко», «Составление предложений по картинкам», «Ответы на вопросы
по тексту», «Составление сюжетного рассказа по предметным картинкам», «Пересказ
текста», «Заучивание скороговорок, потешек, стихотворений».
- Развитие фонематического слуха. Формирование умения определять место звука в слове (начало, середина, конец).
«Поймай звук», «Припоминание картинок на определённые
звуки», «Отгадывание звука…. после проговаривания слов», «Отбор картинок на
определённый звук», «Подбор слов на звук к сюжетной картинке», «Живые звуки»,
«Закончи слово звуком», «На Т-хлопок, на К-выталкивающее движение», «Звуковой
анализ слогов, слов, составление схем слогов, односложных слов (мак, кот, пух,
дым,…)», «Прошагаем слова».
- Отработка интонационной выразительности речи.
«Колыбельная» (а-а-а-а) – со всеми гласными; «Скажи с
ударением» (на слоговых рядах с ударением на 1 (2,3) слоге (ма-ма-ма,
ма-ма-ма, ма-ма-ма); «Слышишь? Да, слышу.» ( Ма-мо-мы? Ма-мо-мы.
Ма-мо-мы? Ма-мо-мы. Ма-мо-мы? Ма-мо-мы.). Затем
переходим на потешки, стихотворения, рассказы.
Составила: учитель-логопед Мартынова О.Л.
Памятка
по звуковой культуре
речи воспитателям подготовительной к школе общеразвивающей группы.
Особенности
произношения детей подготовительной к школе группы (6-7 лет): У дошкольников продолжает развиваться речь: её
звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В
высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер
обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять
обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. В результате правильно организованной
образовательной работы у дошкольников развиваются диалогическая и некоторые
виды монологической речи.
Примерная структура НОД или как часть НОД по звуковой
культуре речи ОО «Коммуникация»:
1.Артикуляционная моторика. Для свистящих (С, З, Ц): «Улыбочка», «Заборчик», «Лопаточка», «Желобок»; для
шипящих (Ш, Ж, Ч, Щ): «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок»; для
дрожащих соноров (Р, Рь): «Болтушка», «Маляр», «Лошадка», «Грибок»,
«Барабанщик», «Гармошка», «Автомат»; для сонора Л: «Улыбочка»,
«Лопаточка», «Накажем непослушный язык».
2.Развитие речевого дыхания. «Весёлый клубок», «Задуй свечку», «Осенние листочки»,
«Дует в поле ветерок», «Подуй», «Пароход», «Погреем ручки», «Сдуй снежинку с
рукавички», «Вот плывёт кораблик мой».
3.Совершенствование умения различать на слух и в
произношении все звуки родного языка. Отработка дикции: развитие умения внятно
и отчётливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями. Свистящие –
губы в улыбке, зубы «заборчиком», язык за нижними зубами, кончик языка
упирается в нижние резцы. Шипящие – губы «трубочкой», при Ш, Ж - язык
«Чашечкой». Сонорные – губы разомкнуты, при Р кончик языка поднимается к
основанию верхних резцов, при Л кончик языка поднят и прижат к основанию
верхних резцов.
«Запомни, повтори» - слоговые ряды, слова,
чистоговорки. Например, на звук С:
са-со-су-сы – 4 раза меняется порядок слогов;
весна-лиса-оса-коса – 4раза меняется порядок слов;
са-са-са – в лесу бегает лиса
со-со-со – у Вовы колесо
су-су-су – было холодно в лесу и т.п.
«Что изменилось?», «Отгадай картинку», «Что
прибавилось?», «Что с чем поменяли местами?» - работа по картинкам;
«Составление предложений по опорным картинкам: собака, сосна, под, спать».
4.Совершенствование фонематического слуха: называние
слов с определённым звуком, нахождение слов с этим звуком в предложении, определение
места звука в слове.
«Назвать слова с мягким согласным звуком и сказать,
что это за звук», «Придумать как можно больше слов на определённый звук»,
«Перечислите мебель, название которой начинается со звука…Т…; транспорт,
посуду, числа, обувь; усатое насекомое», «Ответь на вопросы. Каждый правильный
ответ должен начинаться на определённый звук», «Отгадай загадку. О чём были
загадки? В каких словах звук… слышится в начале, в конце, в середине?», «Измени
слово так, чтобы в нём появился звук… Ш… (солнце-солнышко, рубаха-рубашка,
гармонь-гармошка)», «Определи, какой звук нужно зачеркнуть, чтобы получилось
другое слово (шутка-утка, башня-баня)», «Разгадай ребусы («прочитай» каждое
слово сначала, а потом в указанном цифрами порядке: камыш-мышка, шпала-лапша)», «Определи, какие
слова спрятались внутри слов», «Шмель» (Если в названии цветка услышишь звуки…,
то приседай на корточки. Если в слове не окажется таких звуков – продолжайте
полёт», «Вставьте в слово звук ….Р…. (кот-крот, кошка-крошка.ю бак-брак,
тон-трон), звук Л (газ-глаз, бок-блок, сон-слон)», «Подбери слова к схемам»,
«Придумай к схемам слова, включающие звуки…», «Я говорю слова, а вы повторяйте
их за мной и называйте звук, который изменил слово» (мишка-мышка-Машка;
пушка-душка-Дашка), «Назовите гласные звуки в словах» (каша, афиша, калоши,
малыш), «Рассели звуки по домикам» (начало, середина, конец), «Светофор» (дети
поднимают синий светофор, если услышат твёрдый звук, и зелёный, если услышат
мягкий звук), «Исправь ошибку» (Нашла я в сливе… кофточку, надела
Феня…косточку).
5.Отработка интонационной выразительности речи.
«Колыбельная» (а-а-а-а) – со всеми гласными; «Скажи с
ударением» (на слоговых рядах с ударением на 1 (2,3) слоге (ма-ма-ма,
ма-ма-ма, ма-ма-ма); «Слышишь? Да, слышу.» ( Ма-мо-мы? Ма-мо-мы.
Ма-мо-мы? Ма-мо-мы. Ма-мо-мы? Ма-мо-мы.). «Мимозы»
- один сообщает, другой переспрашивает и подвергает сомнению каждое слово
(Мимозы Мила маме купила.). Затем
переходим на стихотворения, рассказы, скороговорки.
Составила: учитель-логопед Мартынова О.Л.
Комментариев нет:
Отправить комментарий